Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.

Современный мастер немыслим вне творчества. Творчество — это зарождение нового. Настоящий художник всегда испытывает потребность в новых идеях, а успех зависит от творческой активности, оригинальности, способности и желания к новизне, умения комбинировать идеи. Только человек, обладающий развитым воображением и эмоциональной отзывчивостью, способен создавать интересные вещи. В познании нового проявляется творческая активность, поэтому я всегда за тех мастеров, которые стремятся освоить новое, а не застыли монументально на одном уровне. Поскольку я отношу себя к касте активных творческих людей, то периодически стараюсь приобщаться к новым видам рукоделия. Этим было вызвано мое решение посетить мастер-класс по ювелирной вышивке.

Мастер-класс состоялся в любимой многими студии «Шкатулочка». Наши замечательные наставницы Екатерина и две Ирины, сделали занятие очень насыщенным, познавательным и интересным. Не смотря на то, что мастер-класс шел практически целый день, время для нас пролетело совершенно незаметно.

Мастер-класс начался с объяснений как подготовить ткань для вышивки и какие материалы можно использовать для ювелирной вышивки. Мастера давали очень подробные объяснения по технике вышивки, контролировали весь процесс. Каждому было уделено внимание. Результатом занятия стали наши броши, выполненные в старинной русской технике жемчужного шитья по настилу.

Жемчужное шитье это традиционная русская вышивка, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, которое было широко распространено по всей Руси. Искусство шитья являлось мастерством исключительно женским и охватывало собой все слои общества. Вышитые изделия отличались большой самобытностью и тонкостью выполнения. Наиболее древнее упоминание о жемчужном шитье относится к Х веку, а самым древним памятником жемчужного шитья, который дошел до нас, — поручи Варлаама Хутынского, относятся к ХII столетию.

До нашего времени дошли описания по технике шитья и приемах. Тщательные описания можно встретить в книгах «Большой государевой шкатулы».

Русь была богата реками в которых водились жемчужные раковины. В документальных описаниях Штукенберга указывается сорок четыре названия рек, где добывался жемчуг. Самыми распространенным и ценным был новгородский и двинский жемчуг. Во многих музеях хранятся предметы одежды, вышитые русским жемчугом.

Русский жемчуг встречался в предметах царского и церковного обихода, и в народном быту. Он был распространен по всей стране, среди всех классов общества — в крестьянстве, мещанстве и мелком купечестве, то есть не был исключительно достоянием привилегированных классов.

Искусством шитья жемчугом — «низанья» или «саженья» — владели женщины царского и княжеских родов, и даже превосходили в этом искусстве простых мастериц. С XVI века главное место среди мастерских занимали царские «светличные палаты». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, Строгановых и других. Работа по жемчужному шитью была организована и в женских монастырях, которые часто выполняли работы на заказ — Вознесенский монастырь в Кремле, Новодевичий.

Жемчужное шитье занимало большое место в украшении великокняжеских, царских одеяний и в одеждах придворных. Достаточно вспомнить бал в русских костюмах XVII века, состоявшийся в Зимнем Дворце русских царей 11 и 13 февраля 1903 года, посвященный 300-летию Дома Романовых. Бал стал ярчайшим событием не только в жизни Высочайшего Двора, но и всего российского общества. Пышностью праздника и великолепием национальной одежды были поражены иностранные дипломаты. По инициативе и под руководством Императрицы Александры Феодоровны был выпущен альбом с фотопортретами участников праздника, костюмы которых изобилуют жемчужным шитьем.

Роль жемчуга как художественного средства выражения в шитье с большой очевидностью сказывалось в одежде, головных уборах и предметах обихода, которые сохранились в музеях, в частности, в Историческом музее.

Сохранившиеся традиции жемчужного шитья, или как сейчас часто называют — ювелирной вышивки — это большое национальное достояние, дошедшее до наших дней. И я счастлива, что смогла приобщиться к этому творчеству.

Огромные слова благодарности нашим наставникам из мастерской «Арт Убранство» и всем участникам нашего коллектива. Надеюсь, что и в дальнейшем мы встретимся в том же составе на мастер-классах по ювелирной вышивке.

Желаю всем вдохновения и творческих успехов!

авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.
авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.
авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.
авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.
авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.
авторские работы Елены Волковой -- Ювелирная вышивка. Традиции русского жемчужного шитья.

Комментарии

У меня была книга изданная загорским монастырем--бисерное шитьё на Руси.Получил её в подарок когда работал на международном симпозиуме нашего НИИ в 84г. Водил иностранцев по сусекам монастыря.Их открывали только для иностранцев. Увы она осталась в прошлой семье.
Аватар пользователя Елена Волкова

Да, книги такого рода уникальны. Они дают настолько подробную информацию о техниках и материалах, которой в современных книгах уже не найти. А монастырские издания вообще очень редки. Зато у Вас была возможность все увидеть непосредственно. Это тоже большая удача.

Добавить комментарий