Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.

Шибори, или, более правильно, сибори — переводится с японского как узел. Изначально шибори, как прием, использовали в батике. В художественном войлоке узелковая техника нашла широкое применение для создания объемных элементов и фактур. В войлоке шибори используют как украшение в одежде, сумках, панно. Этот интернет-урок я хочу посвятить данной технике.

Прежде всего, нужно отметить, что шибори можно применять только на уже свалянном полотне или полуфабрикате. Для создания отдельных объемных элементов используют различные формы из прочных, не мнущихся материалов. Чаще всего применяют шарики разных размеров, большие стеклянные бусины, а также плоские элементы и сложные формы. Все зависит от фантазии мастера.

Шибори можно применять на большой площади и даже всей работе, например, при создании волн или каракулевой фактуры. Для этого полотно прошивают прочной синтетической нитью, сосбаривают, закрепляют нити, и в таком виде уваливают. Нитки удаляют после полоскания и сушки. Прошивать можно в разных направлениях. Чем шире шаг наметки, тем объемнее и крупнее получаются волны.

В этом уроке я покажу как делать некоторые объемные элементы — шарики, цветы и краторы или чашечки. Для образца я использовала шерсть мериноса двух цветов, круглые пластиковые шарики в качестве формы диаметром 2,5 и 3 см, и синтетическую нить.

Сначала я сделала вертикально-горизонтальную раскладку размером 50 на 40 см. Нижний слой бирюзовой шерстью, два верхних — сиреневой. Я уваляла образец, до степени полуфабриката. Прополоскала и высушила.

Далее, размещая шарики снизу, я плотно обвязала их синтетической нитью с лицевой стороны. По краям сделала наметку в нескольких местах для создания волн. Нити хорошо закрепила, чтобы во время увалки волны и шарики не расползлись.

Подготовленную работу смочила теплым мыльным раствором и уваляла, делая легкие уминающие движения, как при вымешивании теста. Места сборки волн загладила вдоль. Ладонями проработала шарики и их основание. Очень важно хорошо увалять основание шариков, так как при плохом сцеплении, после удаления нити основание разойдется и будет слишком большое отверстие. Чем сильнее утянуто основание, тем меньше получается отверстие. На тонкой раскладке можно делать объемные элементы совершенно без отверстий. В плотной раскладке это тяжелее. Нужно учитывать и форму элемента. Если делать цельный элемент, который не будет разрезаться, сильно затянутое основание не позволит удалить форму из готовой работы без ее повреждения. При изготовлении цветов и кратеров можно завалять основание полностью, так как форма удаляется через разрез.

После увалки я приступила к оформлению элементов. Чтобы сделать цветочек я разрезала полотно ножницами по шарику крест накрест. Получились лепестки. Делать разрезы удобнее от верха к низу. Ножницы должны быть небольшие, с острыми кончиками. Можно применить макетный нож, но им легко ошибиться, поэтому новичкам не советую его использовать. Для оформления кратеров я сделала круговые срезы разных диаметров. Края лепестков цветочка уваляла поочередно на пленке, а срезы кратеров на шарике. Удалив форму, немного уваляла внутренную часть кратеров.

В этот момент войлок податлив и элементам легко придать разную форму. У кратеров можно оформить волнообразный край, растянув его руками, или вывернуть наружу. Лепестки цветка можно сделать более длинными, широкими или, развернув их, слегка увалять для получения более плоского элемента.

Один шарик я оставила целым.

Образец готов. Полощу его и просушиваю. После этого я проглаживаю работу и осторожно удаляю нитки. Из цельного шарика удаляю форму.

Важно помнить, что объемные элементы сопряжены с большой усадкой шерсти. К общему проценту усадки прибавляется диаметр формы и сборки полотна при выполнении волн. В готовом виде образец получился 25 см на 15 см, при исходном размере 50 см на 40 см.

В художественном войлоке мастера очень любят использовать шибори. В помощью этой техники создают очень интересные фактурные изделия. Даже один элемент шибори может украсить работу.

Желаю всем вдохновения и творческих успехов!

img_3183.png

авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.
авторские работы Елены Волковой -- Шибори. Интернет-урок по созданию объемных элементов в войлоке.

Комментарии

Елена,очень благодарна вам за подробный МК!Давно хотела освоить эту технику,один раз самостоятельно сваляла воротник к платью,но очевидно переваляла,рисунок еле видно)))Вот и сейчас:все формы получились,а волны пропали,слились с поверхностью...Может дадите совет?Спасибо.
Аватар пользователя Елена Волкова

Нина, чтобы получить более четкую фактуру, нужно применять немного другую технологию. Для этого вы уваливаете гладкий войлок почти до конца и просушиваете. Затем собираете на капроновую нитку, создавая любой фактурный рисунок, после чего опять уваливаете уже основательно. Тогда вы получите четкий рисунок складок. При этом нужно учитывать усадку полотна за счет сборки. Есть второй способ - сэндвича. Его хорошо использовать для вставок в изделие. Для этого отдельно валяете войлочное полотно, до готовности. Затем собираете его на капроновую нить, уваливаете и используете уже как декоративную вставку на основном изделии, также после легкой его увалки.
Также могу порекомендовать мастер-классы Светланы Болюх, мастера, которых специализируется на подобных фактурах.
Желаю удачи!

Какая красота ! Спасибо за информацию,теперь - вперед !
Аватар пользователя Елена Волкова

Желаю успехов! Поверьте, художественный войлок это очень увлекательное творчество.

Спасибо, что делитесь секретами своего мастерства! Очень помогает!

Аватар пользователя Елена Волкова

Уважаемая Лера, очень рада, что публикации помогают людям в творчестве. Я только рассказываю о приемах, применяя которые Вы можете создавать авторские вещи. Желаю Вам удачи!

Добавить комментарий