О том, почему мастера запрещают фотографировать свои работы

С момента создания своего сайта я активно освещаю выставки и мероприятия на которых бываю. Меня привлекают крупные проекты, поскольку именно они представляют большое разнообразие изделий и ремесел. Как правило, подобные выставки и ярмарки проходят в больших городах, в частности в Москве. Не каждому удается оторваться от дел и посвятить несколько дней походу на выставки, а у жителей других городов порой элементарно нет такой возможности. Тут на помощь приходят публикации в интернете, в том числе на моем сайте.

Откровенно говоря, делать репортажи не так просто как может показаться. Написание текста должно сопровождаться фотографиями. Не говоря об их отборке и обработке. Важно не только подать информацию, но и подкрепить ее изображениями. И вот тут порой бывают загвоздки, связанные с запретом фотосъемок. Сначала меня удивляло почему участвующие в выставках мастера запрещают фотографировать свои работы. У меня появились некоторые догадки, которые впоследствии подтвердились. Прошу прощения у невольных «подопытных» за такой эксперимент, но истина дороже. Тем более, что из соображений этики никаких имен я не называю.

С какой целью участвуют мастера в различных выставках, ярмарках и их вариациях? Ответ очевиден — мастер хочет продать как можно больше работ и «заработать имя». То есть преследует финансовую выгоду и PR-цели. Что же в таком случае заставляет их, завидев фотоаппарат, вскакивать с места как с катапульты, растопырив руки закрывать собой «произведения» и с глазами, выходящими из орбит, кричать «фотографировать нельзя!»? Ведь ни на одном подобном мероприятии организаторы не устанавливают знаков о запрете фотосъемки, стало быть это инициатива конкретного мастера, продавца или кого хотите. Это напоминает карикатуру советских времен, когда на промышленных выставках иностранным представителям было запрещено проводить фотосъемку и они наловчились обходить этот запрет путем засыла на подобные мероприятия профессиональных художников, которые зарисовывали объекты в мельчайших деталях.

Какие же основания бояться, если работы не являются стратегическим объектом или раритетным произведением искусства, которому могут нанести ущерб исходящие от фотоаппаратуры импульсы? И кто, собственно, этого боится? Задавшись этими вопросами я стала беседовать с мастерами, присматриваться к их изделиям. Так начал вырисовываться ответ, догадки оправдываться и теперь я точно могу сказать кто и почему.

В целом, виной всему большая конкуренция в области рукоделия, которая не страшна только истинным мастерам. Потому что творец, художник, находится в постоянных поисках и экспериментах. Это движет его вперед и ставит выше других. Пока будут копировать его изделия, мастер семимильными шагами уйдет на новый виток и оглоушит новоявленными работами. У него нет времени обращать внимание на копошащееся болото и отслеживать плагиаторов, которые для него не конкуренты.

Помимо мастеров-творцов есть просто умельцы. Они вроде бы тоже мастера, но застрявшие на одном уровне, то есть люди лишенные художественного воображения и креативного мышления. Неспособные ничего придумать сами, но имеющие определенные навыки, их талант заключается в копировании. Основная задача подобных мастеров продать как можно больше и побыстрее заработать, не уделяя порой особого внимания качеству выполнения работ и используемым материалам. Вылетающие сотнями, как пулеметные пули, из рук этих мастеров однотипные изделия заполонили выставки и, в общем, дискредитируют рукоделие. В таком случае вопрос — как же художники которые учатся на выполнении копий работ великих мастеров? Ответ тут же — учатся! И учиться нужно на искусных работах. Но это не означает, что художник всю жизнь будет копировать Рафаэля и продавать эти картины. Рафаэль нужен на определенном этапе для познания великого искусства и поиска своего пути в творчестве.

Но вернемся к более земному. Мои догадки окрасились реальными фактами, когда я стала пристально изучать изделия мастеров. Неаккуратность выполнения, иногда неприкрытый брак, несоответствие цены и использованных материалов, откровенное копирование известных работ — вот причины запрета съемки. Понятное дело, кто же позволит себя разоблачать публикацией работы являющейся прямым плагиатом или халтурой, да еще и с указанием имени. Так было на последней выставке, которую я посетила. Хожу, смотрю, общаюсь с мастерами, фотографирую. Наталкиваюсь на стенд с бижутерией, которая является моей слабостью, а потому знакома с работами многих дизайнеров в этой области. В глаза бросается колье — абсолютная копия работы Стенли Хаглера, с разницей в цвете и, разумеется, в качестве. Понятно, что мой исследовательский интерес вспыхнул ярким светом. Спрашиваю разрешения мастера сфотографировать колье, хотя ответ, собственно, уже знаю. Естественно отказ! Мотивируют свой отказ подобные умельцы рядом не слишком разнообразных клише, которые я давно знаю наизусть. Самые распространенные — «это эксклюзив» (техника, материалы, дизайн и тому подобное), «нафотографируют, а потом делают копии», «выдают фото моих изделий за свои», «мне это не нужно».

Но если это эксклюзив, то изделие не в массы несите, а в музей, во многих и съемка как раз запрещена, защитите свой «эксклюзив» со всех сторон. А если до музейного экспоната ваша работа не дотягивает, то пардон.

Надеяться на то, что не сфотографировав не смогут сделать копию, чистая наивность. Тут в помощь известный способ зарисовать, рассмотреть и запомнить, а без патента нарушение авторских прав будет недоказуемо. Да и будете ли вы этим заниматься?

«Выдают изделие за свое» — это сродни анекдоту. Даже если выставят где-нибудь фото вашего изделия, что с того? Купить-то его нельзя. Если захотят сделать копию ее и так сделают, без вашего на то согласия. А на бескрайних просторах интернета можно найти фотографию любого рода, кстати, не исключено, что и вашего изделия вами же размещенного.

Великая скромность, выражающаяся словами «мне это не нужно», сразу наталкивает на мысль, что перед вами великий мастер к которому годами стоят в очереди чтобы приобрести изделие. И узнав имя очень удивляешься почему ты никогда не слышал о таком великом творце раньше.

Все эти уловки напоминают театр сатиры и юмора. Зная первопричину, я откровенно смеюсь, потому что понимаю что к чему, и «откуда ноги растут». Эдак всем мировым дизайнерам нужно запретить съемку своих изделий, чтобы не копировали. Боитесь плагиата — делайте работы для себя и держите их дома под замком и не стоит зарабатывать подобным образом сомнительную репутацию.

Один сюжет из жизни меня искренне развеселил. В самом начале своей своеобразной корреспондентской деятельности, одна мастерица отказала в съемке своих изделий, заявив об эксклюзивном дизайне, технике и куче чего-то подобного, что не помешало мне рассмотреть расползшуюся ткань жакета. Ну, не сфотографировала эти изделия, сняла массу других, никакого огорчения. В конце прошлого года на одной из выставок встретила эту рукодельницу со своими работами, которая поразила меня любезно сказанной фразой: «Все можно сфотографировать! Пожалуйста!». Возможно она просто узнала меня. На что я ответила: «Реклама платная». Видимо этот «эксклюзивный дизайн и техника» оказались не сильно востребованными.

В заключение хочу сказать, что истинные мастера не боятся никаких фотосъемок, наоборот делают это с большим удовольствием, поскольку таланту присущи амбиции. Учитывая нынешний масштаб выставок и ярмарок, количество изделий на них, никто не понесет никакого урона не сфотографировав вашей работы. Встретится подобная или интереснее. А вы — это вопрос, антиреклама вещь коварная.

Все лучшее придумано природой и прогрессом. Мастер с большой буквы просто умеет это воплотить в своих творениях, потому что обладает смелостью и талантом, чего и хочу всем пожелать!

Всем вдохновения и творческих успехов!



Помните, если вы запрещаете фотографировать свои изделия, то автоматически приравниваете их к следующим объектам, где съемка запрещена законом:
  • В судах, исправительных учреждениях
  • На заседания Госдумы нельзя ни проносить фотоаппаратуру, ни снимать там
  • Запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей
  • На территории объектов Федеральной Таможенной Службы
  • В здании Госстроя России
  • На территории и в помещениях Минтопэнерго РФ
  • Вблизи государственной границы РФ: лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов
  • В административных зданиях Ространснадзора — не только снимать, но и вносить съёмочную и звукозаписывающую аппаратуру
Это, конечно, шутка.

Комментарии

Я думаю , что они о себе большого мнения и просто придают себе важности ! Привлекают внимание к себе таким образом - вот мои изделия хотят сфотографировать , а я не даю и тут же сбегается народ посмотреть чего же там такое секретное !
Замечательная статья !И содержание, и язык - блеск !

Отличная статья! Не в бровь, а в глаз:)
Спасибо!

Согласна...)

Добавить комментарий