О мастерах и мастер-классах

В последние годы художественный войлок стал очень популярен. Не удивительно, что люди, только прикоснувшиеся к этому виду творчества, теряются в массе литературы и различных предложениях мастер-классов. Как в этом множестве выбрать опытного мастера и качественные мастер-классы? По моему мнению, тут определяющим должен быть главный постулат бизнеса «Учись у лучших!».

Недавно я случайно увидела по телевидению в программе «Взрослые дети» мастер-класс по изготовлению валяной броши-цветка одного дизайнера, от которого я, мягко говоря, была в недоумении. Уж на телевидение точно нужно приглашать авторитетных мастеров. Неудивительно, что с технологическими ошибками при изготовлении броши, она не получилась ни у кого из участников кроме самого дизайнера, и та весьма сомнительная. Поразила категоричность заявления, что фильцевание и валяние это совершенно разные вещи. Возможно, не все знают, что слово filz, в переводе с немецкого, означает войлок, а слово felt, в переводе с английского — шерсть. Тут хочется сказать: если берешься за такое дело как обучение других, то не грех самому знать предмет.

Чтобы рукодельницам было проще сориентироваться и понять что такое мастер-классы, я решила сделать ряд публикаций о мастерах у которых можно получить достойные знания, умения и навыки. Чуть позже я опубликую обзор книг, посвященных художественному войлоку.

Сейчас слово мастер используется в контексте оценки, либо выражения степени восхищения искусностью и им может себя объявить любой человек. Так что же такое мастер? В толковом словаре В.И.Даля можно прочитать, что мастер (мастерица) это ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем. В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой, мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом; ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников; специалист, достигший высокого умения, искусства в какой-либо области. Я бы охарактеризовала мастера как человека творческого, компетентного в своей деятельности, способного к инновациям, владеющего технологией. Можно сказать, что мастерство это не только способность сделать то, что другим не под силу, но при этом сделать это безукоризненно.

Как понять, что перед вами действительно мастер? Первое — у мастера должна быть не пара-тройка изделий, а серия. Второе — опыт мастера должен быть несколько лет, а не полгода-год. Третье — авторитетные мастера, как правило, участвуют в выставках и ярмарках. Четвертое — имеют опыт проведения мастер-классов. Пятое — мастер должен владеть терминологией и знать специфику материалов. Шестое — имена авторитетных мастеров часто можно встретить в интернете. Поэтому, прежде чем идти на занятия, постарайтесь узнать о мастере как можно больше. Если, например, мастер называет технологию работы войлока с тканью не нуновойлок, а нановойлок, бегите от него сразу. Потому как «нуно», в переводе с японского, означает ткань, а «нано» (от греческого nános — карлик) — это приставка для образования наименований дольных единиц, по размеру равных одной миллиардной доле исходной единицы. Почему эта технология войлоковаляния называется именно так можно прочитать в Фелтингпедии сайта в рубрике Нунофелтинг. Если мастер сам не знает этого, то чему он может научить других?

Новичкам я могу дать следующие рекомендации. Не стремитесь сразу делать глобальные работы. В любой деятельности нужно идти от простого к сложному, доводя до совершенства каждый этап, поэтому выбирайте правильный уровень сложности. В войлоковалянии очень важно уметь работать с шерстью, правильно держать ее в руках, вытягивать пряди и раскладывать их. То есть, сначала нужно «поставить руку». Старайтесь каждый мастер-класс дублировать самостоятельно дома, лучше несколько раз. Делайте конспекты и просматривайте их перед работой. Изучайте материалы и их свойства. Не отчаивайтесь, если что-то не получилось, и у опытных мастеров бывают ошибки. Именно так нарабатывается опыт.

Важно знать, что занятия могут проходить в виде семинаров, мастер-шоу и тому подобное. На таких занятиях вы можете только наблюдать как работает мастер, конспектировать, часто разрешается фото- и видеосъемка. Сами вы ничего делать не будете, поэтому такие занятия рассчитаны только на опытных мастеров. Новичкам семинары противопоказаны, так как необходимы тактильные ощущения, а занятия такого рода их не дадут. Выбирайте мастер-классы на которых вы будете делать изделие самостоятельно под контролем мастера. При выборе занятий ориентируйтесь не на низкие цены, а на опыт мастера. Авторитетный мастер вряд ли будет проводить занятия за тысячу рублей.

Конечно выбор за вами, а я постараюсь рассказать о мастерах которых знаю лично и знакома с их работами.

Желаю всем вдохновения и творческих успехов!

Добавить комментарий